Работа в программе «Шаг за шагом»

Воспитатель

Шпилько Т.П.

Первая

квалификационная

категория

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение детского дома, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь.

Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.

Задачи программы:

Повышение уровня социальной адаптации.
Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.
Целевая группа:

Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.

Формы работы:

Групповые
Индивидуальные
СООБЩЕНИЕ

«Внедрение инновационных форм работы в процессе социализации детей в условиях детского дома»

Выполнила:

Лебедева Е.Ю.

Воспитатель

Первая

квалификационная

категория

Социализация является одним из важнейших процессов в жизни человека, влияющих на формирование личности.
Участниками этого процесса выступают социальные институты и агенты, такие как: родители, учителя, сверстники, СМИ, церковь, воспитатели и многие другие.
Многие ученые убеждены, что семья является первичным и наибольшим мощным агентом социализации, играющим ключевую роль в формировании личности.
В современном российском обществе экологическая нестабильность, девальвация ценностей и норм, изменения поведения значительного числа семей, часто приводят к социальной и психологической дезадаптации их членов.
Этот процесс негативно отражается на социализации детей и подростков, оказавшихся зоне социального и экономического неблагополучия.
Вышеназванные проблемы семьи непосредственно вызывают увеличение в строке беспризорных и безнадзорных детей, а также детей — сирот.
Дети — сироты полностью зависят от той среды, в которой они воспитываются. Лишённые позитивного влияния семьи как важнейшего источника социализации, они недостаточно успешно адаптируются к обществу и оказываются негативными с самостоятельной жизни, к моменту покидания детского дома.
В России процесс социализации детей-сирот осуществляется на основе государственных и негосударственных форм их жизнеустройства, среди которых имеются как традиционные, так и нетрадиционные формы.
При этом фактически доминируют государственные формы воспитания детей-сирот, такие как детские дома и интернаты /учреждения закрытого типа/.
Государственная система социализации ориентирована, прежде всего, на создание условней социальной защиты детей-сирот.
Федеральные зоны гарантируют права сирот, но материальное обеспечение, решение жилищной проблемы, на образование и профессиональную подготовку. Процесс социализации детей, воспитывающихся в детском доме, имеет свои особенности. Как правило, наиболее значимыми агентами социализации данной категории детей являются коллектив сверстников и воспитатели детского дома. При этом, главными факторами препятствующими процессу социализации, выступают;
-ограниченность круга значимых других;
— невозможность ориентироваться на опыт социализации родителей;
— отсутствие личного пространства;
— особый тип взаимодействия ребенка и воспитателей, представляющий собой чередование опеки и подавления отсутствие возможности прояснения самостоятельности и апробирования тех именных ролей;
-утрата базового доверия к миру.
Деятельность детей-сирот в учреждении полностью регламентируется взрослыми, это порождает инфантилизм, иждивенчество, низкий уровень волевой организации личности. Ребенок вынужден быть «как все»; мириться с ограничением в потребности в индивидуальном жизненном пространстве детского дома. Одной из важнейших задач воспитателей детского дома в этой сфере, является разъяснительная работа, освобождение профессионально-заменяющей семьи от негативного имиджа.
Инновационной формой в современной России является гостевая семья. Такая семья создается с целью приобретения ребенком положительного семейного опыта и обеспечение ему психологической поддержки. Эта форма расценивается как подготовительный этап к другими формами семейного устройства. Ребенок находится в гостевой семье на период каникул, праздников, выходных дней, или посещений совместных культурно — массовых мероприятий.
Воспитанники общаясь со взрослыми, формируют устойчивые связи, с другими людьми, эти отклонения выступают, как наставничество, шефство и часто перерастают в опеку или усыновление. У ребенка появляется взрослый человек, к которому он мотет обратиться за помощью в сложной ситуации, получить совет, поддержку.
Академик В.С. Мухина считает «что относительно детей-сирот актуальным является использование группы коррекционно-развивающих методов: арттерапия, сказкатерапия, музыкотерапия, библиотекарении и др. Игротерапия получила свое продолжение в компьютерных играх, которые способствуют формированию умения оперативно принять решение, преодолевать страх перед непредвиденными ситуациями».
На базе детского дома находится компьютерный класс, который воспитанники посещают, открыта библиотека для чтения научной и художественной литературы. В учреждении для детей-сирот, используются культурно-досуговые методы социализации (участие в самодеятельности; танцевальный ансамбль «Надежда», инструментальный ансамбль «Потешки», вокальный ансамбль «Весна»). В группах воспитатели ведут программы по авторскому творчеству (вязание спицами, вязание крючком, вышивка лентами, вышивка крестом, квилинг, ДПИ). Проводятся кулинарные часы.
Приоритетным направлением в процессе жизнедеятельности детей — сирот сегодня следует признать развитие таким форм, социализации, которые обеспечивали сохранение ребенка в семье. Следовательно; здесь проводится — (применяется) проектный подход. Комплекс воспитательной работы с детьми на подготовку его к помещению семье и преодоление имеющегося травматического опыта.
Таким образом, анализируя работу детского дома, семейных групп можно сказать, что инновационными подходами при формировании социальной компетентности воспитанников при настроении воспитателей системы являются следующие:
— интеграция воспитанников в социальное окружение через различные формы сотрудничества с социальными партнерами детского дома;
-гибкий режим проживания воспитанников — ведение портфолио;
— использование интерактивных методов работы при проведении занятий;
— работа с родственниками, оказание помощи им и гражданам, имеющие желание принять детей в свои семьи на выходные, каникулы, праздники;
— устройство детей в приёмные семьи, под опеку, на усыновление посредствам организации деятельности на базе детдома;
— трудоустройство старших детей в летний период;
— участие в проектной деятельности; клубах по интересам и т. д;
-повышение учебной мотивации воспитанников;
-развитие системы самоуправления;
— постоянный творческий подход к поиску новых форм, инновационных способов организации жизнедеятельности в детском доме;
— после выпуска из детского дома за воспитанниками закреплены наставники, которые отслеживают успеваемость посещаемость занятий, их жизнедеятельность.